Театр Петрушки «Папьемашенники»

автор: admin  /  рубрики: События

"Папьемашенники"

Театр Петрушки «Папьемашенники» представляет традиционную кукольную комедию, в которой главную роль играет Пётр Иванович Уксусов или Петрушка. Всеволод Мизенин – главный после Петра Иваныча в этом театре. Он и худрук и кукольник-технолог и музыкант и актёр и рабочий сцены, точней, ширмы.

Театр организован в 2005 году в г. Мурманске. Сейчас базируется в Санкт-Петербурге. Название «Папьемашенники» из тех времён, когда куклы, служащие в театре, были из папье-маше. Сейчас, придерживаясь канонов старой русской петрушечной школы, Всеволод, режет их из липы. И в общем-то не скрывает, что балаган его – липовый.

Театр наследует старинную традицию русских кукольных представлений. Сюжеты, в общем-то обычны для этого жанра: Петрушка встречается с Капралом, Цыганом, Доктором, сватается к Марфушке, борется с Драконом. За спиной у «папьемашенников» нет профессионального театрального образования, но есть опыт многочисленных уличных и не только уличных выступлений. И артисты утверждают, что реакция зрителей на их представления показывает: театр Петрушки по прежнему своевременен, современен и интересен людям.

Папьемашенники часто выступают вместе с фолк-группой «Белорыбица», представляя не только петрушечную комедию, но и театр ряженых.

Одной из своих задач, помимо увеселения почтенной публики,  артисты называют сохранение традиции русского петрушечного театра.  Датой рождения этого вида театра они называют 1636 год – год издания книги «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». В ней голштинский путешественник Адам Олеарий пишет о русских в частности следующее: «Их плясуны — вожаки медведей — имеют при себе и таких комедиантов, которые между прочим, при помощи кукол, устраивают представление… Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Если мы взглянем на иллюстрацию к этой книге, мы увидим, что над ширмой русского кукольника находятся четыре куклы, одна из которых – лошадь. Возможно, в мгновение, запечатлённое художником, кукольник как раз играет сценку покупки коня из комедии Петрушки.

«Папьемашенники» и их единомышленники работают над долгосрочной программой по популяризации образа Петрушки. Одним из шагов этой программы является ежегодное, с большим размахом празднование Дня рождения Петрушки в разных городах России. В этом праздненстве будут по задумке артистов принимать участие все на данное время немногочисленные петрушечные балаганы нашей страны.

И к 2036 году – году четырёхсотлетнего  юбилея Петра Иваныча Уксусова, этот праздник должен стать всероссийским и иметь государственный статус.

Действительно ли эта программа является планом питерских петрушечников или это ещё одна  шутка папьемашенников, понять трудно, похоже, это ещё один секрет русского Полишинеля. Но 2036-ой год не за горами. Даст Бог, всё увидим сами!

«Папьемашенники» выступали:

— IV Международный фестиваль фольклора Баренцева Евро-Арктического региона (Мурманск – Умба 2005 г),
— Международный фестиваль «Петрушки в Царском селе» (Царское село, 2010 г.),
— I Всемирный фестиваль школ кукольников (СПб., 2010 г.),
— Масленичные гуляния в Царском селе (Царское село, 2011 г.)
— Межрегиональный фестиваль старинной солдатской и рекрутской песни «Наша слава – Русская держава» (г. Луга, 2010 г.),
— Фестиваль старинной музыки и ремёсел «Живая старина» (Ростов Великий, 2011 г.),
— III Международный фестиваль «Театральное вече» (Великий Новгород, 2011 г.),
— III Международный фестиваль «Славянский свет» (г. Йыхви, Эстония, 2011 г.),
— Международный фестиваль театров кукол стран Баренцева региона (г. Мурманск, 2011 г.)


Комментарии закрыты.