Методика преподавания

автор: admin  /  рубрики: Статьи

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания специальных дисциплин» федерального компонента цикла СД составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 054000 Этномузыкология.

I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса.

Лекционно-практический курс «Методика преподавания специальных дисциплин» направлен на освоение методов и формирование практических навыков преподавания предмета «Народное музыкальное творчество» в средних специальных учебных заведениях (музыкальные, хоровые, музыкально-педагогические училища, лицеи и колледжи искусств), а также других дисциплин, связанных с преподаванием музыкального фольклора в системе дополнительного образования (музыкальные школы, школы искусств и др.)

В свою очередь, освоение перечисленных дисциплин учащимися ставит своей целью изучение народной традиционной культуры, поддержание и сохранение ее форм в новых историко-культурных условиях.

2. Задачи курса.

В задачи курса «Методика преподавания специальных дисциплин» входит ознакомление с основными проблемами преподавания этномузыкологических дисциплин на различных ступенях системы образовательных учреждений (начальное, среднее образование);   овладение разнообразными формами и методами проведения учебных занятий различного типа, применение полученных теоретических знаний и практических навыков в реальном учебном процессе; приобретение  навыков постановки и решения  конкретных педагогических задач как профессионального, так и воспитательного плана; формирование принципов выбора необходимого учебно-методического материала для проведения занятий, зачетов, экзаменов;  освоение правил ведение  учебной документации.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс «Методики преподавания специальных дисциплин» формирует педагогические и методические  навыки, необходимые будущему специалисту в его профессиональной деятельности;  суммирует различные аспекты комплекса  теоретических («Теория музыкального фольклора», «Поэтика фольклора», «История и этнография восточных славян», «Педагогика», «Психология») и практических («Класс фольклорного ансамбля», «Расшифровка и анализ образцов народной музыки») дисциплин и   опирается  на практические навыки, получаемые при прохождении педагогической и концертно-лекторской практик.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен владеть принципами  организации  учебного процесса на различных уровнях системы образования (в  начальном, среднем звене образовательной системы); ориентироваться в специальной литературе по проблемам включения и адаптации материалов по народной музыкальной культуре в учебный процесс; уметь произвести квалифицированную оценку и  анализ имеющихся учебных пособий, программ, а также самостоятельно раз­работать программу учебного курса, составить учебные пособия; владеть методами применения фольклорного материала в учебной практике специ­альных (профессиональных) и интегрированных (общеобразовательных) программ. Полученные в ходе прохождения курса знания должны быть ис­пользованы в его профессиональной деятельности с учетом специфики осо­бенностей  учреждений того или иного  образовательного профиля,  в раз­личных формах организации культурной жизни (исполнительская практика в рамках учебного процесса; концертная деятельность).

II.  Содержание курса

1. Разделы курса.

Раздел I: «Народная традиционная культура в современном  образовательном пространстве»;

Раздел II: «Материалы по народной традиционной культуре и музыкальному фольклору  в учебно-методической  деятельности педагога»;

Раздел III: «Программное обеспечение преподавания специальных  дисциплин в области этномузыкологии и в смежных областях».

2. Темы и краткое содержание.

Раздел I: «Народная традиционная культура в современном  образовательном пространстве»

Тема 1. Изучение народной традиционной культуры – важнейшая составляющая воспитательного и образовательного процесса на современном этапе его развития.

Народная традиционная культура как основа мироощущения и норм поведения человека, системы представлений, верований и языка,   практических знаний и умений. Значение фольклора для формирования мировоззрения, этики, эстетики, развития и реализации творческих способностей, воспитания подрастающего поколения. Преемственность народных традиций как целенаправленный процесс передачи культурного наследия.

К.Д. Ушинский и национальная теория воспитания. Народная культура в педагогическом учении К.Д. Ушинского.

Создание национальной школы, воспитание национального самосознания и перспектива культурного возрождения России.  Знание и уважение к национальной культуре — залог воспитания взаимопонимания и толерантности по отношению к инонациональным культурам.

Тема 2. Комплексная программа образования, всестороннего гармоничного развития личности на основе народной традиционной культуры.

Музыкальный фольклор в системе народной педагогики.

Формы и методы освоения произведений традиционной музыкальной культуры в современной образовательной практике. Основные проблемы подготовки преподавателей специальных дисциплин в области этномузыкологии  в системе общего,  специального начального, среднего и высшего образования.

Раздел II: «Материалы по народной традиционной культуре и музыкальному фольклору  в учебно-методической  деятельности педагога»

Тема 3. Основные исследования и материалы по народной традиционной культуре и музыкальному фольклору, использующиеся в учебной практике.

Исследования, посвященные проблеме «Дети и традиционная культура» (Г.С. Виноградов, Е.А. Покровский). Б.В. Асафьев о народной песне в школьном музыкальном воспитании и образовании. Антологии образцов детского фольклора (собрания поэтических текстов). Музыкально-этнографические источники (сборники песен, хрестоматии,  включающие образцы фольклора, исполняемые  детьми).

Тема 4. Формы и методы включения материалов по традиционной народной культуре и музыкальному фольклору в образовательные программы учебных заведений различных типов.

Включение детей различного возраста в празднично-обрядовую систему народной культуры, использование художественных форм фольклора. Использование образцов фольклора в педагогической практике в системе общего и дополнительного, начального музыкального образования. Особенности педагогической работы с различными возрастными группами. Формы фольклора в исполнительской практике детей различных возрастных групп. Специфика детского интонирования музыкально-поэтических форм фольклора.

Перспективы  образовательной системы, интегрирующей программы общего и дополнительного (художественного и музыкального) образования.

Методы включения материалов по народной традиционной музыкальной культуре в образовательные программы   профессиональной подготовки музыкантов на различных ступенях обучения.

Принципы преподавания дисциплин «Музыкальный фольклор», «Народное музыкальное творчество», «Народные певческие стили»,  «Народные музыкальные инструменты» по образовательным программам различных специальностей. Особенности образовательной программы по специальности «Этномузыкология». Сочетание теоретических и практических видов учебной работы. Освоение форм контрольной и итоговой аттестации учащихся.

Раздел III: «Программное обеспечение преподавания специальных  дисциплин в области этномузыкологии и в смежных областях»


Тема 5. Учебно-методические  разработки, учебные пособия, образовательные программы по традиционной культуре и музыкальному фольклору.

Ознакомление с существующими программами и учебно-тематиче­скими курсами, учебно-методическими материалами по народной традици­онной культуре и фольклору. Учебно-методические материалы, подготов­ленные М.Ю. Новицкой, Н.Н. Гиляровой, Г.П. Парадовской; Г.М. Науменко,   Е.М. Фраеновой и др. Цели и задачи, направленность учебно-методических  разработок. Принципы отбора и изложения музыкально-поэтических образ­цов, включение этнографического контекста, методические замечания и ре­комендации к освоению, научно-справочный аппарат, аудио-приложения. Программные разработки А.М. Мехнецова, А.В. Кулева, С.А. Оленкина. Образовательная программа по специальности «Этномузыкология».

Тема 6. Практические занятия по составлению учебно-методических пособий и программных разработок для курсов по народной музыкальной культуре.

Приобретение опыта составления различных видов учебных и учебно-методических пособий и хрестоматий, разработки учебных программ по народной музыкальной культуре.

Составление проекта пособия включает в себя определение его направленности (общее или специальное музыкальное образование; этап обучения — начальное, среднее и т.д.), его целей, предварительную проработку и отбор учебного материала (этнографические описания, образцы поэтических текстов, напевов, а также необходимый справочный аппарат, иллюстративный материал), его расположение с учетом задач пособия, формулирование методических рекомендаций, выполнение необходимых технических работ.

Проект программы по одному из выбранных курсов этномузыкологических дисциплин предполагает: определение структуры, содержания и функций разделов, формулирование тем программы, распределение учебных часов, составление списков зачетных вопросов, заданий, составление списков рекомендуемой литературы.

Тема 7. Основы планирования учебного процесса.

Содержание и форма календарных планов, составление поурочных планов-конспектов. Освоение форм итогового контроля учащихся. Ведение учебной документации.

Тема  8. Методика ведения урока, лекции с включением фольклорных материалов.

Сочетание теоретических  и практических  форм изложения и освоения материала. Принципы отбора материалов для проведения занятий: опора на аутентичные фольклорные источники, использование записей из художественной практики современных фольклорных ансамблей. Использование аудио- и видеозаписей, иллюстративного материала.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов:

Курс «Методика преподавания специальных дисциплин» включает в себя практические групповые занятия, семинары (по объявленным заранее темам), индивидуальные занятия. Среди рекомендуемых форм учебной работы: устное и письменное аннотирование музыкально-этнографических сборников, учебных пособий, образовательных программ по фольклору, работ учебно-методического характера, предложенных педагогом или выбранных самими студентами.

Курс «Методика преподавания специальных дисциплин» координи­руется с прохождением педагогической практики. Педагогическая прак­тика проводится как активная (студент самостоятельно, под наблюдением педагога-консультанта ведет занятия с прикрепленным к нему учеником или учебной группой в рамках отделения, сектора, студии педпрактики), так и пассивная (практика наблюдения в классах опытных педагогов му­зыкальных школ или училищ), ассистентская (на старших курсах в клас­сах педагогов по специальности). Также могут использоваться другие формы практики, в том числе в виде педагогической работы в музыкаль­ном учебном заведении (на основании договора с учебным заведением). По всем формам педагогической практики студентом ведется необходи­мая документация.

Темы семинаров:

1)         Каковы формы освоения народной традиционной  культуры в современной педагогической практике?

2)         Каковы особенности включение детей различного возраста в празднично-обрядовую систему народной культуры?

3)         В чем проявляется специфика детского интонирования музыкально-поэтических форм фольклора?

4)         Какие жанры фольклора используются в работе с детьми различ­ных возрастных групп?

5)         В чем специфика форм и методов освоения музыкального фольклора  в образовательных учреждениях общего, дополнительного, среднего специального образования?

6)         Составить аудио-подборку  музыкальных материалов (на основе имеющихся  источников) для проведения занятий по одной из тем: «Традиции русских святок», «Празднование Масленицы», «Музыкально-поэтические формы весеннего периода календаря», «Музыкально-поэтические формы летнего периода календаря»; «Эпические традиции русского Севера», «Музыкальные традиции русской свадьбы» (на примере различных региональных стилей),  «Хороводные песни» и др.

7)         Составить план урока, лекции и подобрать материалы  по музыкальному фольклору для занятий  по народной традиционной культуре в образовательных учреждениях общего, дополнительного, среднего специального образования.

8)         Выявить специфику учебных программ по этнологическим дисциплинам в средних и высших учебных заведениях (на специальных отделениях, на общих курсах).

5. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

Не предусмотрены.

6. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу.

Экзамен включает в себя две формы: теоретический ответ по всем темам курса (по билетам) и подготовленная студентом письменная методиче­ская или программная разработка по народной музыкальной культуре (урок, лекция, программа  курса,  методическое пособие,  раздел хрестоматии). Письменная работа предоставляется по результатам индивидуальных занятий с преподавателем и самостоятельной работы студента.

Список теоретических вопросов:

1)         Значение народной традиционной культуры в воспитательном и образовательном процессах на современном этапе развития образования.

2)         Основные формы и методы освоения  традиционной музыкальной культуры в современной образовательной практике.

3)         Национальная теория воспитания К.Д. Ушинского. («Родное слово» К.Д. Ушинского).

4)         Вопросы народной педагогики, характеристика жанров детского фольклора в трудах Г.С. Виноградова.

5)         Детская игровая культура в материалах и исследованиях Е.А. Покровского.

6)         Б.В. Асафьев о народной песне в школьном музыкальном воспитании и образовании.

7)         Методические рекомендации по освоению местной песенной тради­ции в программных разработках Е.И. Якубовской; О.В. Величкиной, Е.А. Краснопевцевой, А.Н. Иванова и др.

8)         Фольклор в программе школьного обучения. Интегрированные курсы и проблема комплексного освоения народной культуры.

9)         Программное обеспечение преподавания этномузыкологических дисциплин. Программные разработки А.М. Мехнецова,  А.В. Кулева, С.А. Оленкина и др.

10)      Основные проблемы подготовки специалистов в области народной музыкальной культуры.

11)      Принципы преподавания дисциплин «Музыкальный фольклор», «Народное музыкальное творчество», «Народные певческие стили»,  «Народные музыкальные инструменты» по образовательным программам различных специальностей.

12)      Принципы организации учебно-методических материалов по фольклору: методические пособия, хрестоматии.

13)      Особенности образовательной программы по специальности «Этномузыкология».

14)      Методика ведения урока, лекции с включением фольклорных материалов.

15)      Основные виды и формы учебно-методической документации.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

п/п

Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

Самост.

работа

в том числе

Лекции

Практич.

Раздел I. «Народная традиционная куль­тура в современном образовательном про­странстве»

1.

Изучение   народной традиционной музы-кальной культуры – важнейшая составляю-щая воспитательного и образовательного про-цесса на современном этапе

4

3

1

2.

Комплексная програм-ма образования, всесто-роннего гармоничного развития личности на основе народной тра-диционной культуры

4

3

1

Раздел II. «Материа-лы по народной тра-диционной культуре и музыкальному фольк­лору  в учебно-методи­ческой  деятельности педагога»

3. Основные исследования и материалы по народ­ной традиционной культуре и музыкаль­ному фольклору, ис­пользующиеся в учеб­ной практике

9

5

1

3

4. Формы и методы вклю­чения материалов по традиционной народной культуре и музыкаль­ному фольклору в обра­зовательные программы учебных заведений раз­личных типов

8

5

2

1

Раздел III. «Методиче­ское и    программное   обеспечение  препода­вания этнологических дисциплин»

5. Учебно-методические  разработки, учебные пособия, образователь­ные программы по тра­диционной культуре и музыкальному фольклору

10

6

2

2

6. Практические занятия по  составлению учебно-методических пособий и программных разрабо­ток для курсов по народной музыкальной культуре

32

6

16

10

7. Основы планирования учебного процесса

5

2

2

1

8. Методика ведения урока, лекции с включе­нием фольклорного материала

7

2

4

1

Педагогическая практика   (на базе хоровых,  музыкальных, музы­кально-педагогических училищ)

26

3

8

15

ИТОГО:

105

35

35

35

IV. Форма итогового контроля

Форма итогового контроля: экзамен по завершению практического курса и цикла индивидуальных занятий с преподавателем.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. 1. Рекомендуемая  литература (основная).

Исследования и материалы по этнопедагогике и этнографии:

1)         Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвузовский сб. тр. / Сост. Ф.Г. Арзаманов. –  М., 1977. Вып. 32. – 157 с.

2)         Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХIV–ХVII вв. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.

3)         Антология педагогической мысли России ХVIII века. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.

4)         Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х века. – М.: Педагогика, 1987. – 560 с.

5)         Балашова С.С., Шенталинская Т.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. С. 126–228. (Б‑ка учителя музыки).

6)         Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. – Л.: Наука, 1988. – 274 с.

7)         Гилярова Н.Н. К проблеме преподавания музыкального фольклора в вузе. Этномузыкальный аспект образования // Психология  музыкальной деятельности: Учеб. пособие. М.: Academia, 2003. С. 303–317.

8)         Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России: Метод. пособие. – М., 1991. – 175 с.

9)         Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян ХIХ века / Отв. ред. В.А. Александров, В.К. Соколова. – М.:  Наука, 1986. – 274 с.

10)      Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М.: Паломник, 2000. – 543 с.

11)      Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова.  –  СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. – 577 с.

12)      Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной; Отв. ред. К.В. Чистов. – М.: Наука, 1991. – 511 с. (Этнографическая б-ка).

13)      Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2003. – 240 с.


14)      Левина И.М. Кукольные игры в свадьбу и «метище» // Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Л.: Academia, 1928. Вып. 2. С. 201–234.

15)      Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исслед. и тексты. – Петрозаводск: Карел. гос. пед. ун-т, 2001. – 296 с.

16)      Мехнецова К.А. Роль детей в толочных обычаях и обрядах // Этнопедагогика. Теория и практика: Материалы ХII Чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Ин-т Наследия; Сост. С.Г. Айвазян. М., 2003. С. 62–72.

17)      Мир детства и традиционная культура. Материалы II чтений памяти Г.С. Виноградова (Виноградовские чтения) / Гос. Респ. Центр рус. фольклора; Сост. В.М. Григорьев, М.А. Мухлынин. – М., 1990. – 176 с.

18)      Мир детства в традиционной культуре народов СССР: Сб. науч. тр. –Л., 1991. Ч. 1. – 95 с.; Ч. 2. – 128 с.

19)      Виноградов Г.С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства / Ред. А.В. Грунтовский. – СПб.: Анатолия, 1998. – 540 с. (Историческое наследие).

20)      Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. трудов и материалов / Гос. респ. центр рус. фольклора; Сост. С.Г. Айвазян. – М., 1995. Вып. 1. – 192 с.;

21)      Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. трудов и материалов / Гос. респ. центр рус. фольклора; Сост. И.Е. Герасимова. – М., 1996. Вып. 2 – 176 с.

22)      Морозов И., Слепцова И. Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх. – М.: Роман-газета, 1994. – 96 с.

23)      Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В.П. Аникина. – М.: Худ. лит., 1991. Вып. 1: Младенчество.  Детство. – 589 с.; 1994. Вып. 2: Детство. Отрочество. – 525 с.; Вып. 3. Юность и любовь. Девичество / Сост. Л.А. Астафьева, В.А. Бахтина. – 525 с.

24)      Науменко Г.М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Зап., сост., нотации, фото Г.Н. Науменко. – М.: Беловодье, 1998. – 400 с.: нот. + звуковое приложение.

25)      Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество: Сб. фольклорных материалов / Зап., сост. и нотации Г.М. Науменко. – М.: Центрополиграф, 2001. – 478 с.: нот.

26)      Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории (традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX – начале XX в.). – СПб., 1992. – 32 с.

27)      Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. – СПб., 1994. – 389 с. – Репринт. с изд.: М., 1895.

28)      Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – СПб.: Азбука, 1995. – 175 с.

29)      Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей! Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995. – 107 с.

30)      Традиционная культура и дети. – Краснодар: Изд-во Краснод. эксперимент. центра развития образования, 1994. Вып. 1. – 272 с.: нот.

31)      Этнопедагогика. Теория и практика: Материалы ХII Чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские      образовательные    программы    по фольклору / Ин-т Наследия; Сост. А.Г. Айвазян. – М., 2003. – 224 с.

Публикации, включающие образцы фольклора,

исполняющегося детьми и для детей:

1)         Каравай, каравай: Русские народные песни для детей / Всерос. хоровое о-во; Сост. Л. Горева. –  М., 1984.

2)         Кочережка. Дуда / Всерос. хоровое общество; Сост. В.М. Щуров. – М., 1984.

3)         Гилярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор Рязанской области / Рязанский обл. центр нар. творчества. – Рязань, 1992. – 119 с.: нот. (Рязанский этнографический вестник).

4)         Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. – М.: Сов. композитор, 1985. – 44 с. (Из коллекции фольклориста).

5)         Детский фольклор Новгородской области (Методические рекомендации в помощь собирателю) / Науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы; Сост. В.В. Головин. – Новгород, 1989. – 32 с.

6)         Добровольский В.Н. Детские игры и песни // Добровольский В.Н. Смоленский  этнографический сборник / Под ред. Н.А. Янчука. – М.,  1903. Ч. 4. С. 453–498.

7)         Зилотина Е.А.,  Смирнова О.В. Материалы по  детскому фольклору // Мир  детства и традиционная культура / Гос. респ. центр рус. фольклора; Сост. С.Г. Айвазян. М., 1995. С. 123–197.

8)         Традиционный материнский и детский песенный фольклор русского населения Среднего Урала / Составление, нотация, вступ. ст. и  коммент. Т.И. Калужниковой. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002. – 197 с.: нот.

9)         Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами / Зап., составление и нотации Г.М. Науменко. – М.: Центрополиграф, 2001. – 414 с.: нот.

10)      Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сб. фольклорных материалов / Зап., составление и нотации Г.М. Науменко. – М.: Центрополиграф, 2001. – 462 с.: нот.

11)      Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры / Сост. Г.М. Науменко. – М.: Сов. композитор, 1981. Вып. 2. – 113 с.: нот; 1984. Вып. 3. – 96 с.: нот; 1988. Вып. 5. – 112 с.: нот.

12)      Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский  игровой  фольклор: Книга для учителя и учащихся. Учеб. издание /  Сост. М.Ю. Новицкая,  Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.

Учебники, учебные программы, хрестоматии, методические пособия и разработки, статьи программного характера:

1)         Науменко Г.М. Радуга-дуга:  Русские  народные детские песенки без сопровождения. – М.: Музыка, 1976. – 18 с.

2)                    Величкина О.В., Иванов А.Н., Краснопевцева Е.А. Мир детства в народной культуре. Село Плехово (Курская область): Обучение основам музыкальной традиции / Всерос. Дом нар. Творчества. – М., 1992. – 147 с.: нот.

3)         Веретенников И.И. Русская народная песня в школе (Пособие для учителей и учащихся). – Белгород, 1994. – 118 с.: нот.

4)         Гилярова Н.Н. Хрестоматия по народному творчеству. – М.: РОДНИКЪ, 1996. [Ч. 1]: 1–2 год обучения. – 60 с.: нот.; 1999. Ч. 2: 3–4 год обучения. – 70 с.: нот.

5)         Гилярова Н.Н. Голоса Хопра: Книга для взрослых и детей. – М.: Научтехлитиздат, 2001. – 100 с.: нот.

6)         Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 054000 Этномузыкология. Министерство образования и науки Российской Федерации. Утверждено 05.03.2003 г. Номер государственной регистрации 570 исх./сп.

7)         Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001. – 159 с.

8)         Золотые ворота: Русские подвижные игры для детей и молодежи. Метод. пособие / Сост. Н.А. Тарасевич. – Новосибирск: Книжица, 2002. – 64 с.: нот.

9)         Кулев А.В. Основы народной культуры. Методическое пособие для учителей. – Вологда: Изд-во Вологод. ин-та развития образования, 2000. – 176 с.: нот.

10)      Лобанов М.А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни: Учеб. пособие для старших классов ДМШ и средних специальных учебных заведений. – СПб.: Северный олень, 1996. – 75 с.

11)      Лобкова Г.В., Захарченко М.В. Принцип народности образования: современные проблемы и пути их решения // Этнопедагогика. Теория и практика: Материалы ХII Чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Ин-т Наследия; Сост. А.Г. Айвазян. М., 2003. С. 15–24.

12)      Масленица. Хрестоматия / Сост. Е.В. Пестерев, М.Г. Казанцева.         – Екатеринбург, 2000. – 96 с.

13)      Мельник Е.И. Детский фольклор Каргопольского Обозерья: Опыт освоения местной традиции / Всерос. науч.-метод. центр нар. тв-ва и культ.-просвет. работы. – М., 1991. – 104 с.: нот.

14)      Золотая веточка: Книга для родителей и воспитателей. Детский фольклор Архангельской области / Составление, подгот. текстов и фонограмм, коммент. и указ. Е.И. Якубовской. – М.: РОДНИКЪ, 1997. Вып. 1. – 124 с.: нот.; Вып. 2. – 160 с.: нот., с аудио-приложением.

15)      Музыкальный фольклор и дети: Науч.-метод. пособие / Респ. центр рус. фольклора; Сост. и общ. ред. Л.В. Шаминой. – М., 1992. – 99 с.

16)      Народная песня Белгородского края: Хрестоматия. – Белгород, Изд‑во Шаповалова, 1996. – 192 с.: нот.

17)      Народное музыкальное творчество: Допущено … в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Музыкальное искусство» / Отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: Композитор, 2005. – 568 с.

18)      Науменко Г.М. Фольклорная азбука: Учеб. пособие для начальной школы. – М.: Академия, 1996. – 136 с.: нот.

19)      Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Учебник для 3 класса четырехлетней нач. шк. – М.: Дрофа, 2001. – 144 с.

20)      Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Кн. для учителя. 1–2 кл. – М.: Дрофа, 1998. – 208 с.

21)      Оленкин С. Фольклорная педагогика в начальной школе с русским языком обучения: Метод. рекомендации. – Рига, 1996. – 44 с.

22)      Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. пособие / Сост. Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под. ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с. (Высшее образование).

23)      Асафьев Б.В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Асафьев Б.В. Избранные  статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. С. 95–111.

24)      Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия: Учеб. пособие для муз. училищ / Акад. муз. училище при Моск. гос. консерватории; Сост. Е.М. Фраёнова. – М., 2000. – 255 с.: нот.

25)      Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т культуры; Отв. ред. А.А. Банин. – М., 1990. Вып. 1. – 256 с.: нот.

2. Рекомендуемая дополнительная литература.

1)         Абелюк Е.С. Миф или сказка? Эксперимент. учеб. пособие. – М.: МИРОС, 1995. – 224 с.

2)         Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.

3)         Батулина З.К. Школа традиционной народной культуры как модель педагогической системы дополнительного образования // На пути к возрождению: Опыт освоения традиции народной культуры Вологодской области / Ред.-сост. А.В. Кулев. Вологда: Изд-во обл. науч.-метод. центра культуры и повышения квалифика­ции, 2001. С. 74–80.

4)         Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа: Сб. ст. / Под ред. Л.А. Баренбойма. – М.: Сов. композитор, 1978. – 367 с.: нот.

5)         Ватаман В.П. «Что за прелесть эти сказки!» Программа Народная культура для малышей. – Астрахань, 1996. – 23 с.

6)         Детский фольклор: Репертуарный листок для учителей музыки, музыкальных работников дошкольных учреждений, руководителей детских фольклорных коллективов / Сост. О.А. Федотовская. – Вологда, 1993. Вып. 1. – 19 с.: нот.

7)         Детский фольклор: Репертуарный листок для учителей музыки, музыкальных работников дошкольных учреждений, руководителей детских фольклорных коллективов / Сост. В.Е. Павлова. – Вологда, 1996. Вып. 2. – 17 с.: нот.

8)         Добсаи Л. Метод  Кодая  и его музыкальные основы // Музыкальное воспитание в Венгрии. М.: Музыка, 1983. С. 43–63 (Музыкальное воспитание в ХХ веке).

9)         Заинька во садочке: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Л.В. Суровяк, Н.А. Тарасевич. – Новосибирск: Книжица, 2002. – 64 с.

10)      Келлер В. «Шульверк» Орфа и его международное значение // Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Сов. композитор, 1973. С. 198–200.

11)      Мартынова А.Н. Научное наследие Г.С. Виноградова // Из истории  русской фольклористики. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. Вып. 4–5. С. 224–240.

12)      Метелягин А.С. Нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры: Учеб. издание. – Псков, 1995. – 70 с.

13)      Русская школа. Создателям русской национальной школы. – М.: Роман-Газета, 1993. Вып. 1. – 111 с.; 1994. Вып. 3. – 112 с.

14)      Ушинский К.Д. Родное Слово: Книга для детей и родителей /  Составление, предисл., примеч., словарь, подгот. текста  Н.Д. Ермолиной. – Новосибирск: Мангазея, Дет. лит., 1997. – 456 с.

15)      К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге / Под общ. ред. Е.П. Белозерцева. – М.: Роман-газета, 1994. – 194 с.

16)      Чередникова М.П. «Голос детства из дальней дали» (Игра, магия,      миф в детской культуре) / Сост., науч. редакция, примеч., библ. указ. В.Ф. Шевченко. – Москва: Лабиринт, 2002. – 224 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры: Школа В.Я. Проппа).

Аудио- и видеоматериалы:

При прохождении курса используются видеозаписи учебных занятий (из различных учебных заведений) с использованием фольклорных материалов, видеозаписи концертов, конкурсов, фестивалей народной песни. Используются  звуковые подборки по основным темам курса, подборки по различным жанрам и певческим стилям, звуковые антологии, хрестоматии, в т.ч. аудиоприложения к книгам.

1)         Гилярова Н.Н. Хрестоматия по народному творчеству. – М.: РОДНИКЪ, 1996. [Ч. 1]: 1–2 год обучения. – 60 с.: нот.; 1999. Ч. 2: 3–4 год обучения. – 70 с.: нот.

2)         Гилярова Н.Н., Усачева В.О. Путешествие в деревню: Звуковое пособие / Моск. гос. Консерватория. – М.: НТЦ «Консерватория», 1994.

3)         Золотая веточка. Колыбельные и лирические песни Вологодской и Архангельской области: Звуковое приложение / Составление и подготовка фонограмм Е.И. Якубовской. – М.: РОДНИКЪ, 1997. (Русская традиционная культура).

4)         Науменко Г.М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов / Зап., сост., нотации, фото Г.Н. Науменко. – М.: Беловодье, 1998. – 400 с.: нот. + звуковое приложение.

5)         Русские народные игры: Метод. кассета / Новосиб. обл. центр рус. фольклора и этнографии г. Новосибирска; Сост. Л.В. Барбутько. – Новосибирск, б.г.


Автор:

ТЕПЛОВА И. Б., к. иск., доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Рецензенты:

КОРОЛЬКОВА И. В., к. иск., преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

ГИЛЯРОВА Н. Н., к. иск., профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Ответственный редактор:

ЛОБКОВА Г.В., к. иск., доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Программа обсуждена и одобрена на заседании учебно-методического совета по специальности 054000 Этномузыкология 1 ноября 2004 г. Протокол № 2.

Комментарии закрыты.